itkvariat

    Может ли считаться юридически действительным документ после его «технического повреждения»?



    Чего только не случается за долгую «жизнь» организации, и порча документов не исключение, которая может наступить по различным причинам: на бумажном носителе – попали под дождь, залили красителем, случайно порвали и т.п.; в электронном виде – поврежден файл, случайно удален и т.п. Первое, что приходит на ум в такой ситуации: «Что же делать? Какие могут быть последствия? Как теперь обосновать (доказать) свою позицию перед оппонентом? Как подтвердить свои права?».

    Действительно, нередко можно услышать такое мнение, что «техническое повреждение какого-либо документа моментально лишает его юридической силы». Из такого умозаключения следует, что лицо, которое таким образом становится обладателем поврежденного документа, лишается прав (обязанностей), установленных этим документом, т.е. фактически возвращается в положение, существовавшее до появления документа. Но так ли это на самом деле? По этому поводу мы решили узнать мнение специалистов – ведущих юристов нашей страны.

    Валерий ФАДЕЕВ, заслуженный юрист Республики Беларусь, советник Международной финансовой корпорации:
    «Исходя из моего понимания тезиса, полагаю, что это утверждение неверно. Так, к примеру, в договорных отношениях (а это также документы) будут оцениваться воля сторон, содержание, реализация и т.д. А если документ исполнен уже хотя бы частично? Поэтому нужно учитывать все обстоятельства и этапы (сроки).
    Конечно, если документ не начал исполняться, не доведен до нужных субъектов и поврежден, тогда может возникнуть вопрос о его юридической силе, но опять же нужно учитывать то, что сказано выше. К тому же принятие этого за аксиому может привести к злоупотреблениям, особенно в связи с расширением использования компьютерных технологий».

    Александр ВАСИЛЕНКО, юрист:
    «Считаю так:
    1. Техническое повреждение документа – это изменение эксплуатационных свойств документа, выражающееся в частичной утрате информации.
    2. В случае повреждения документа нельзя лишить его юридической силы, т.к. фактической утраты юридической силы способом отмены или принятия нового документа не происходило.
    3. Логично приостановить действие документа до восстановления его эксплуатационных свойств, но не отменять».

    Эвелина ДУБОВИК, старший преподаватель кафедры финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности Белорусского государственного университета, управляющий партнер ООО «Юридическая компания Соломон»:
    «Если повреждения позволяют установить суть содержания документа и его достоверность, то имеет».

    Сергей БЕЛЯВСКИЙ, судья экономического суда Гродненской области:
    «Ответ содержится в ст. 84 и 86 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК).
    В отличие от вещественных доказательств (которые именно своим внешним видом, внутренними свойствами, местом нахождения или иными признаками могут служить средством установления обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела), для письменных доказательств важно наличие в них сведений об обстоятельствах, имеющих значение для дела, в т.ч. выполненные в форме цифровой, графической записи, полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи либо иным способом, позволяющим установить достоверность документа.
    Таким образом, в случае возможности установить достоверность документа его содержание будет иметь для суда доказательственную силу.
    При этом следует помнить о том, что согласно ст. 108 ХПК суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании доказательств, имеющихся в деле. Судом при принятии каждого конкретного доказательства оцениваются его относимость, допустимость и достоверность. А уже после принятия доказательства для совокупной оценки как допустимого, достоверного и относящегося к предмету доказывания осуществляется оценка содержимого во взаимосвязи с совокупностью иных доказательств. Доказательства, принимаемые судом, рассматривающим экономические дела, должны быть последовательными, взаимосвязанными и не противоречащими друг другу».


    Вадим ХИЛЮТА, кандидат юридических наук, доцент:
    «На мой взгляд, если в действующий документ (причем не важно, в письменной или электронной форме он составлен), который является официальным, вносятся какие-либо изменения или дополнения, он теряет свой прежний статус и приобретает новый, в результате чего подлежит дальнейшей легализации. Если же речь идет о «повреждении» документа, то здесь необходимо разобраться, в чем суть такого повреждения: документ разорван, лишен неких прежних своих составляющих, залит красителем и т.д. Если повреждения настолько существенны, что невозможно определить содержание и предназначение этого документа или же его подлинность вызывает сомнения, он должен быть верифицирован. Как правило, в таких случаях выдается дубликат документа».

    Сергей КУЛАКОВСКИЙ, юрист, с 1991 по 2009 год – судья хозяйственного суда Гродненской области, с 2009 по 2010 год – судья Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, с 2010 по 2015 год – заместитель председателя экономического суда г. Минска:
    «Максималистский подход в данном случае не выдерживает никакой критики.
    В качестве критики можно привести пример подхода Национального банка к принятию в качестве платежных документов поврежденных денежных знаков. Порядок оценки доказательств содержится в процессуальных кодексах».

    Алексей КУРЧАНОВ, заместитель генерального директора ООО «Юридическая компания «Эдикт»:
    «Представляется, что речь идет об официальных документах организации, поскольку смысл вопроса коррелирует с юридической силой документа. Законодательство Республики Беларусь определяет «официальные документы» как надлежаще составленные и содержащие необходимые реквизиты электронные документы либо письменные акты, удостоверяющие факты и события, имеющие юридическое значение (постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 16.12.2004 № 12 (ред. от 31.03.2016) «О судебной практике по делам о преступлениях против интересов службы (ст. 424-428 УК)»). На мой взгляд, определяющим в данном случае будет мнение государственного органа, имеющего полномочия по оценке допустимости принятия определенного документа в качестве доказательства для удостоверения какого-либо события или факта, а в спорных случаях – мнение суда».


    Максим БЕНСМАН, адвокат Минской городской коллегии адвокатов, управляющий партнер адвокатского бюро «Кунцевич, Бенсман и партнеры»:
    «Документ имеет юридическую силу, если его форма и содержание соответствуют требованиям, установленным законодательством, т.е. содержат все реквизиты и информацию, наличие которых для данного документа установлено законодательством. Если повреждение документа не нарушило обязательные реквизиты и информацию, то, считаю, документ сохранит юридическую силу, если они нарушены – то утратит».
    Как видим, профессионалы, в целом, единодушны в своем мнении: не стоит так однозначно подходить к проблеме повреждения документа. Практически всегда существует возможность восстановить любой документ, получить точный дубликат, запросить у контрагента копию с его экземпляра и т.п.


    Юлия БАКУН



    Подписывайтесь и читайте новости от ITквариат раньше остальных в нашем Telegram-канале !





    Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!  




    И еще на эту тему...
  • Вам не нужна чудо-идея, или 4 нестандартных шага к успешному бизнесу
  • Как уволить сейлза? О некоторых психологических аспектах увольнения сотрудников...
  • Уникальные, вдохновляющие и задающие видение маркетинговые стратегии успеха в лицах
  • Пять рабочих приемов для быстрого изучения иностранных языков
  • Бухгалтерские фокусы, или Как не ошибиться с выбором того, кто будет считать ваши деньги
  • Ответственность за нарушения в области защиты персональных данных
  • 14 стратегий для ускорения вашего личностного роста на 1000%
  • 13 рациональных способов обрести уверенность, увеличить производительность и доход
  • 10 горьких истин о руководстве, которые вам никто не раскроет
  • Ваша производительность – это не трюк и не хитрость. Она – только ваш выбор!
  • Легкое интернет-продвижение, как способ мошенничества. Как понять, что SEO-студии вас обманывают
  • 10 000 часов с Клодом Шенноном: как гений думал, работал и жил
  • Миллениалы будут работать, много и тяжело. Но только не на Вашей Д#рьмовой Работе!
  • Как компании блестяще решают неправильные проблемы
  • Клиент не всегда прав или Разрушительный пример деиндивидуализации в бизнесе
  • Что вам не договаривают об управлении продуктом или Как стать успешным продукт-менеджером
  • Как разные типы людей могут помогать и/или мешать эффективному развитию вашей компании
  • 9 способов сделать социальный контент доступным для всех
  • Шеринг: весь мир в аренду
  • 8 книг, которые действительно помогут вам разбогатеть




Может ли считаться юридически действительным документ после его «технического повреждения»?



Чего только не случается за долгую «жизнь» организации, и порча документов не исключение, которая может наступить по различным причинам: на бумажном носителе – попали под дождь, залили красителем, случайно порвали и т.п.; в электронном виде – поврежден файл, случайно удален и т.п. Первое, что приходит на ум в такой ситуации: «Что же делать? Какие могут быть последствия? Как теперь обосновать (доказать) свою позицию перед оппонентом? Как подтвердить свои права?».

Действительно, нередко можно услышать такое мнение, что «техническое повреждение какого-либо документа моментально лишает его юридической силы». Из такого умозаключения следует, что лицо, которое таким образом становится обладателем поврежденного документа, лишается прав (обязанностей), установленных этим документом, т.е. фактически возвращается в положение, существовавшее до появления документа. Но так ли это на самом деле? По этому поводу мы решили узнать мнение специалистов – ведущих юристов нашей страны.

Валерий ФАДЕЕВ, заслуженный юрист Республики Беларусь, советник Международной финансовой корпорации:
«Исходя из моего понимания тезиса, полагаю, что это утверждение неверно. Так, к примеру, в договорных отношениях (а это также документы) будут оцениваться воля сторон, содержание, реализация и т.д. А если документ исполнен уже хотя бы частично? Поэтому нужно учитывать все обстоятельства и этапы (сроки).
Конечно, если документ не начал исполняться, не доведен до нужных субъектов и поврежден, тогда может возникнуть вопрос о его юридической силе, но опять же нужно учитывать то, что сказано выше. К тому же принятие этого за аксиому может привести к злоупотреблениям, особенно в связи с расширением использования компьютерных технологий».

Александр ВАСИЛЕНКО, юрист:
«Считаю так:
1. Техническое повреждение документа – это изменение эксплуатационных свойств документа, выражающееся в частичной утрате информации.
2. В случае повреждения документа нельзя лишить его юридической силы, т.к. фактической утраты юридической силы способом отмены или принятия нового документа не происходило.
3. Логично приостановить действие документа до восстановления его эксплуатационных свойств, но не отменять».

Эвелина ДУБОВИК, старший преподаватель кафедры финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности Белорусского государственного университета, управляющий партнер ООО «Юридическая компания Соломон»:
«Если повреждения позволяют установить суть содержания документа и его достоверность, то имеет».

Сергей БЕЛЯВСКИЙ, судья экономического суда Гродненской области:
«Ответ содержится в ст. 84 и 86 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК).
В отличие от вещественных доказательств (которые именно своим внешним видом, внутренними свойствами, местом нахождения или иными признаками могут служить средством установления обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела), для письменных доказательств важно наличие в них сведений об обстоятельствах, имеющих значение для дела, в т.ч. выполненные в форме цифровой, графической записи, полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи либо иным способом, позволяющим установить достоверность документа.
Таким образом, в случае возможности установить достоверность документа его содержание будет иметь для суда доказательственную силу.
При этом следует помнить о том, что согласно ст. 108 ХПК суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании доказательств, имеющихся в деле. Судом при принятии каждого конкретного доказательства оцениваются его относимость, допустимость и достоверность. А уже после принятия доказательства для совокупной оценки как допустимого, достоверного и относящегося к предмету доказывания осуществляется оценка содержимого во взаимосвязи с совокупностью иных доказательств. Доказательства, принимаемые судом, рассматривающим экономические дела, должны быть последовательными, взаимосвязанными и не противоречащими друг другу».


Вадим ХИЛЮТА, кандидат юридических наук, доцент:
«На мой взгляд, если в действующий документ (причем не важно, в письменной или электронной форме он составлен), который является официальным, вносятся какие-либо изменения или дополнения, он теряет свой прежний статус и приобретает новый, в результате чего подлежит дальнейшей легализации. Если же речь идет о «повреждении» документа, то здесь необходимо разобраться, в чем суть такого повреждения: документ разорван, лишен неких прежних своих составляющих, залит красителем и т.д. Если повреждения настолько существенны, что невозможно определить содержание и предназначение этого документа или же его подлинность вызывает сомнения, он должен быть верифицирован. Как правило, в таких случаях выдается дубликат документа».

Сергей КУЛАКОВСКИЙ, юрист, с 1991 по 2009 год – судья хозяйственного суда Гродненской области, с 2009 по 2010 год – судья Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, с 2010 по 2015 год – заместитель председателя экономического суда г. Минска:
«Максималистский подход в данном случае не выдерживает никакой критики.
В качестве критики можно привести пример подхода Национального банка к принятию в качестве платежных документов поврежденных денежных знаков. Порядок оценки доказательств содержится в процессуальных кодексах».

Алексей КУРЧАНОВ, заместитель генерального директора ООО «Юридическая компания «Эдикт»:
«Представляется, что речь идет об официальных документах организации, поскольку смысл вопроса коррелирует с юридической силой документа. Законодательство Республики Беларусь определяет «официальные документы» как надлежаще составленные и содержащие необходимые реквизиты электронные документы либо письменные акты, удостоверяющие факты и события, имеющие юридическое значение (постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 16.12.2004 № 12 (ред. от 31.03.2016) «О судебной практике по делам о преступлениях против интересов службы (ст. 424-428 УК)»). На мой взгляд, определяющим в данном случае будет мнение государственного органа, имеющего полномочия по оценке допустимости принятия определенного документа в качестве доказательства для удостоверения какого-либо события или факта, а в спорных случаях – мнение суда».


Максим БЕНСМАН, адвокат Минской городской коллегии адвокатов, управляющий партнер адвокатского бюро «Кунцевич, Бенсман и партнеры»:
«Документ имеет юридическую силу, если его форма и содержание соответствуют требованиям, установленным законодательством, т.е. содержат все реквизиты и информацию, наличие которых для данного документа установлено законодательством. Если повреждение документа не нарушило обязательные реквизиты и информацию, то, считаю, документ сохранит юридическую силу, если они нарушены – то утратит».
Как видим, профессионалы, в целом, единодушны в своем мнении: не стоит так однозначно подходить к проблеме повреждения документа. Практически всегда существует возможность восстановить любой документ, получить точный дубликат, запросить у контрагента копию с его экземпляра и т.п.


Юлия БАКУН



Подписывайтесь и читайте новости от ITквариат раньше остальных в нашем Telegram-канале !





Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!  




И еще на эту тему...
  • Вам не нужна чудо-идея, или 4 нестандартных шага к успешному бизнесу
  • Как уволить сейлза? О некоторых психологических аспектах увольнения сотрудников...
  • Уникальные, вдохновляющие и задающие видение маркетинговые стратегии успеха в лицах
  • Пять рабочих приемов для быстрого изучения иностранных языков
  • Бухгалтерские фокусы, или Как не ошибиться с выбором того, кто будет считать ваши деньги
  • Ответственность за нарушения в области защиты персональных данных
  • 14 стратегий для ускорения вашего личностного роста на 1000%
  • 13 рациональных способов обрести уверенность, увеличить производительность и доход
  • 10 горьких истин о руководстве, которые вам никто не раскроет
  • Ваша производительность – это не трюк и не хитрость. Она – только ваш выбор!
  • Легкое интернет-продвижение, как способ мошенничества. Как понять, что SEO-студии вас обманывают
  • 10 000 часов с Клодом Шенноном: как гений думал, работал и жил
  • Миллениалы будут работать, много и тяжело. Но только не на Вашей Д#рьмовой Работе!
  • Как компании блестяще решают неправильные проблемы
  • Клиент не всегда прав или Разрушительный пример деиндивидуализации в бизнесе
  • Что вам не договаривают об управлении продуктом или Как стать успешным продукт-менеджером
  • Как разные типы людей могут помогать и/или мешать эффективному развитию вашей компании
  • 9 способов сделать социальный контент доступным для всех
  • Шеринг: весь мир в аренду
  • 8 книг, которые действительно помогут вам разбогатеть



  • ITквариат Powered by © 1996-2024