itkvariat

    Шеринг: весь мир в аренду



    Нашли свою нишу по продаже товаров? Предлагаете востребованные услуги или производите продукцию, котирующуюся среди покупателей? Все это – не повод расслабляться, в какой бы точке мира вы ни работали. Мина замедленного действия, которая перекроит экономику и заставит всех игроков рынка побороться за свое место под солнцем, уже заложена. Речь идет о шеринге.

    Что это?

    Модное слово «шеринг» пришло к нам из английского языка и в дословном переводе означает «делиться». Суть шеринга заключается в том, что потребителю часто выгоднее и удобнее платить за временный доступ к продукту, чем владеть им.

    Шеринговая экономика постепенно становится и новой культурой, и экономической бизнес-моделью, предлагая людям с помощью технологий и онлайн-платформ обмениваться и делиться любыми активами: от навыков игры на скрипке до личного самолета.

    Как все начиналось

    В принципе, тенденции обмена в практической жизни людей существовали всегда, будь то книги, одежда, позднее – файлы с музыкой и фильмами. Но поворотным годом в становлении шеринга как бизнеса считается 2008 год, когда Брайан Чески, Джо Геббиа и Нейтан Блечарзик, молодые дизайнеры из Сан-Франциско, не имея денег на оплату аренды жилья, организовали сдачу внаем надувных матрасов, на которых можно было переночевать в соседней комнате. Позднее они расширили список услуг предоставлением гостям завтрака и создали сайт, который теперь в представлении не нуждается, – airbnb.com.


    В 2009 году произошло еще одно знаменательное событие, которому предшествовала совершенно заурядная проблема: Трэвис Каланик и Гаррет Кэмп, друзья-предприниматели, долго не могли найти такси в центре Парижа. Так появился Uber, который предлагает услуги по быстрой аренде автомобиля с водителем. По данным Bloomberg, на сегодня бизнес Airbnb оценивают в 31 млрд долл. США, за последний отчетный период компания сообщила о доходе в 2,6 млрд долл.


    Капитализация Uber по разным оценкам перед выходом на IPO составляла от 90 до 120 млрд. Даже если рассматривать этот диапазон по минимальной планке, она превосходит рыночную капитализацию «большой детройтской тройки»: General Motors, Ford Motor и Chrysler Fiat, вместе взятых.

    Невероятный рост

    Шеринг стал одной из самых быстро развивающихся отраслей экономики. В 2014 году объем шеринга оценивался в 14 млрд долл., к 2025 году предполагается рост до 335 млрд долл.

    В Россию шеринг пришел не так давно, но некоторые сферы в буквальном смысле взорвал: так, по оценкам JPMorgan, рынок каршеринга в Москве оказался самым быстрорастущим в мире. Постепенно эта модель начала перебираться в менее тяжеловесные области. Появились услуги по аренде одежды, строительной техники, велосипедов и самокатов. Рынок шеринга потребительских товаров в России пока совсем небольшой, но, как и совместное использование автомобилей, растет очень быстро: согласно исследованию РАЭК, в 2017 году его объем составлял 60 млн руб., по итогам 2018-го – уже 180 млн руб.

    В Беларуси список услуг шеринга постоянно расширяется. У клиентов каршеринга уже есть выбор из автопарка сразу четырех организаций, также организован прокат велосипедов, самокатов и далее по списку…

    Что можно «шерить»?

    Предложения по шерингу очень разнообразны. Они начинают активно проникать в лакшери-сегмент. Любители частной авиации, яхтинга и дорогих машин оказались совсем не прочь как предоставлять свои дорогостоящие активы в пользование, так и самим активно пользоваться услугами краткосрочной аренды.

    Коснулся шеринг и финансовых услуг. На краудфандинговой благотворительной платформе Kiva можно давать микрозаймы по принципу P2P – «от человека к человеку» (Person-to-Person). С 2005 года, благодаря Kiva, более двух миллионов людей одолжили 800 млн долл. в формате микрозаймов. Уровень возврата по кредитам составил примерно 99%. Есть платформа и для инвесторов с относительно небольшими капиталами, которые в складчину покупают большие пакеты труднодоступных акций (Airbnb, Uber и SpaceХ) и участвуют в IPO (Xiaomi, Dropbox). Теперь, чтобы инвестировать, не нужно иметь офис в Силиконовой долине и ездить по миру в поиске идей для вложения капитала. Благодаря шеринг-экономике появляется возможность раскидать свои инвестиции по разным проектам и идеям, сведя риски к минимуму. Есть и довольно оригинальные предложения по шерингу – прокат зонтов (Китай) и даже услуги по доставке марихуаны смертельно больному человеку, на основе санкции врача конечно (США).

    Как меняется экономика

    Про влияние Uber на рынок пассажирских перевозок не писал только ленивый, забастовки таксистов многих стран на слуху, так что не будем повторяться.

    Гостиничный бизнес тоже давно лихорадит. Эксперты предрекают катаклизмы на рынке недвижимости, уверяя, что недалек тот час, когда люди будут стремиться не к покупке собственного жилья, а к его аренде. Да и в целом будущее ритейла далеко не безоблачно. Помешанные на экономии и сохранении окружающей среды миллениалы будут стараться по целому ряду товаров выступать не как их владельцы, а исключительно как арендаторы.

    Проблемы шеринга

    Захватить мир шерингу мешает всего несколько проблем. Зачастую организаторы шерингового бизнеса пренебрегают возможностью потенциальных клиентов «пощупать» товар. Выбирая через интернет одежду или фототехнику, довольно легко ошибиться с выбором. Зато организация офлайн-точек, где потребитель сможет оценить качество товаров, только повысит оборот.


    Мировая практика показывает, что шеринговые сервисы часто выбирают p2p-модель, когда все общение ведут между собой пользователи, а сайт сервиса является просто платформой для заключения договоренностей. Но сейчас эта модель теряет популярность: потребитель больше не хочет ехать на другой конец города, встречаться с незнакомым человеком, подстраивать свое расписание только для того, чтобы взять на время дрель или коляску. Люди привыкли заказывать еду, такси, доставку документов нажатием одной кнопки в смартфоне. Поэтому шеринговому сервису разумнее выбирать модель b2c: закупать все вещи для аренды у ритейлеров самостоятельно, организовать доставку заказов с помощью курьера, а клиенту предоставить удобный «личный кабинет» на сайте или в приложении, где можно отслеживать статус заказа, прекращать и продлевать аренду.


    Пока шерингу присуща узкая специализация. Нет некоего одного сайта, где можно было бы заказать и перфоратор, и автомобиль, и топовый смартфон, и детскую игрушку. Тот, кто придумает, как организовать шеринговый гипермаркет, возможно, через пару лет будет демонстрировать такие же радужные цифры финансовой отчетности, как Uber или Airbnb.

    Быть несознательным клиентом станет невыгодно

    Одна из постоянных проблем p2p-аренды – ненадлежащее состояние вещей, сдающихся в прокат. Владелец не всегда считает нужным следить за качеством, чистотой и состоянием вещи, а клиент, оплачивая услугу, рассчитывает на определенный уровень сервиса. В итоге виноватой оказывается площадка-посредник. Конечно, профессиональные шеринговые сервисы стараются следить за состоянием вещей. Но от них тоже многое не зависит – взять как пример украденные беларуские самокаты, безнадежно разбитые прокатные авто и даже, утопленные зачем-то, знаменитые желтые велосипеды. Хочется надеяться, что решение этой проблемы не за горами. И точно так же, как банк может отследить кредитную историю, шеринговые компании получат доступ к базе данных, фиксирующих историю проката. В условиях, когда точно знаешь, что один раз похулиганишь – потом навсегда потеряешь доступ к услугам, быть несознательным клиентом станет невыгодно. Кстати, с развитием шеринга национальное законодательство активно корректируется. Вслед за Европой Беларусь намерена ввести в ПДД правила, регламентирующие использование самокатов. В условиях, когда их становится все больше, действительно требуется четкое прописывание правил их эксплуатации.

    Каршеринг в Беларуси: рынок еще не насыщен


    В Беларуси работает уже несколько компаний, предлагающих услуги по аренде авто. На наши вопросы отвечает руководитель проекта по каршерингу West Group Вероника ШРУБОК.

    – Удалось ли окупить вложенные в проект инвестиции?
    – Наша компания стала прорабатывать проект по каршерингу, когда эта ниша в Республике Беларусь была совершенно свободна. Мы провели тестовый выход, используя всего 15 единиц транспорта, и просчитали на этом тесте все: интерес клиентов, плановые и форс-мажорные затраты, особенности эксплуатации автомобилей каршеринга клиентами и обеспечение их сохранности и комплектности в процессе аренды. Сегодня мы можем уверенно утверждать, что каршеринг – перспективное направление и спрос на данный тип аренды стремительно растет. Удалось ли окупить вложенные средства в данный сервис – однозначно, да!

    – Вы вошли на рынок первыми, но сейчас появилось несколько конкурентов. Сложнее стало работать?
    – Можно сказать, что конкуренты нам на рынке помогают! Поясню почему. Как таковых конкурентов в Минске сейчас нет по той причине, что на данном этапе развития каршеринга то количество автомобилей, которое суммарно присутствует у всех компаний на рынке, не удовлетворяет всей потребности в авто у желающих арендовать их. Мы просчитывали примерное нужное количество транспортных единиц, способное покрыть Минск таким образом, чтобы на карте в приложении всегда была машина рядом, и эта цифра составляет 2-3 тыс. авто. Стоит отметить: осведомленность жителей страны и ее гостей о сервисе постоянно растет и это доказывает то, что мы двигаемся в правильном направлении, т.к. на первоначальном этапе о каршеринге знало лишь молодое поколение 18-25 лет. На сегодняшний день о каршеринге знают и пользуются этой услугой граждане постарше. Каршерингу нужно было время для адаптации в стране, и теперь сервис изучен, протестирован. Рынок каршеринга еще не насыщен. Но, поскольку на нем появилось несколько компаний, предлагающих такие услуги, все пытаются подчеркивать свою уникальность. Отличительные особенности в нашем сервисе тоже есть – разнообразие автопарка, выбор авто по типу КПП, цвету. И наши авто не имеют оклейки, что очень удобно! Также мы являемся участниками масштабного государственного проекта «Карта Гостя».


    – С какими основными проблемами приходится сталкиваться?
    – Как показывает практика, основная проблема сервиса – передача авто третьим лицам и вождение в нетрезвом состоянии. Мы призываем всех пользователей сервиса ответственно подходить к услуге, изучению договора, поскольку, прежде всего, они отвечают за жизнь свою и жизнь пассажиров в автомобилях в процессе аренды. Текущие постоянные проблемы в сервисе также известны – повреждения авто, несоблюдение ПДД, в частности, превышение скоростного режима, несоблюдение правил парковки и стоянки ТС (вследствие чего происходит эвакуация). Также стоит отметить технику эксплуатации автомобиля – не всегда клиент бережет машину, что чревато дорогим ремонтом. Отметим, что все автомобили застрахованы по системе АвтоКАСКО. Безусловно, большее количество клиентов нашего сервиса все же ответственно подходят к правилам пользования ТС, за что мы им благодарны!

    – Кто они, клиенты каршеринга? Какие тарифы наиболее востребованы? 
    – Большинство клиентов нашего сервиса – автолюбители, имеющие водительское удостоверение и не имеющие собственного автомобиля. Далее стоит выделить бизнесменов, зарабатывающих достаточно хорошие деньги и анализирующих свои расходы. Поясню, порой выгоднее и удобнее взять авто в каршеринге, чем использовать свое или брать такси. Далее стоит выделить среднестатистических граждан страны и ее гостей, которые нуждаются по каким-то причинам в транспорте. Например, свой автомобиль отдан в ремонт, а передвигаться на такси накладно и неудобно. Также порой на поездки за город выгоднее взять авто в каршеринге. Еще каршеринг используют те, кто ранее передвигался лишь в такси, а теперь понял – каршеринг позволяет эффективнее контролировать свое время, что сегодня очень важно. Отдельно следует отметить выгодные поездки в/из аэропорта – стоимость поездки ниже в 2-2,5 раза! По тарифам наблюдается следующее: в будни в основном используется тариф «Минутный», в пятницу и в выходные преобладает тариф «Суточный».

    – Приходилось ли вам слышать мнение, что каршеринг выгоднее владения собственным автомобилем?
    – Здесь нет однозначного ответа. Кому-то выгоднее, т.к. каршеринговые авто в сравнении со своим личным не нужно обслуживать пользователю, менять шины в сезон, проходить технический осмотр, страховать. В минутном тарифе клиент не заправляет авто! Если сесть и произвести расчеты по содержанию своего личного ТС и пользованию каршеринговым, то показатели будут отличаться в зависимости от периодичности эксплуатации автомобиля.

    Kolobike пойдет в регионы


    Директор проката велосипедов и самокатов Kolobike Вадим ОСИПЧИК рассказывает об опыте вхождения на беларуский рынок.

    – Вадим Эдуардович, перед выходом Kolobike на рынок вы говорили, что на старте будет восемьсот велосипедов, а впоследствии, если все пойдет хорошо, их численность возрастет до трех тысяч. В какой стадии реализация этих планов?
    – Все уже выполнено. Дела пошли неплохо, и у нас на сегодня предлагается клиентам три тысячи велосипедов.

    – Как быстро беларусы оценили удобство прокатных велосипедов!
    – Да, как оказалось, потребность в такой услуге есть, она достаточно велика, и наш прокат планирует дальнейшее увеличение численности велосипедов. Также мы будем расширяться на другие города Беларуси. Надеемся, что скоро жители Бреста и Гродно смогут так же легко прокатиться на велосипеде, как и минчане. Есть интерес к нашей компании и в России.

    – Расскажете подробнее?
    – Пока не хотелось бы, могу только сказать, что речь идет о крупном городе. Возможно, будет не только аренда программного обеспечения, но и работа по франшизе. Сейчас россияне выбирают модель будущей работы, изучают наш опыт. Если их все устроит, возможно, будем договариваться о франшизе.

    – Что более популярно: аренда велосипедов или самокатов?
    – У этих товаров разные целевые аудитории. Самокат популярнее у молодежи. Самокат – это довольно травмоопасное средство передвижения, без определенных навыков не обойтись, и нужна полная концентрация во время движения. На самокате не расслабишься, если на велосипеде можно ехать и глазеть по сторонам, то с самокатом так не получится. Молодежь любит кататься на самокатах. Наверное, велосипеды арендуют все же чаще, и это понятно – у велосипеда более широкая потенциальная аудитория, и та же молодежь, и люди постарше. Кстати, мы планируем скоро предлагать в прокат и электровелосипеды. Мы думали, что буквально на днях минчанам уже будут доступны для аренды электровелосипеды. Но нас немного подвел поставщик, реализация этой идеи, соответственно, перенеслась. Но я надеюсь, что в этом сезоне минчане успеют поездить и на электровелосипедах.

    – Ранее журналистам вы рассказывали, что инвестиции в проект составили 2 млн долл., однако инвестор не хочет раскрывать свое имя. А вдруг ваши успехи его вдохновили и он готов сказать: «Да, это я инвестировал этот проект»?
    – Такой готовности у него пока нет. Наш инвестор – человек очень известный, но афишировать свои инвестиции он не хочет. Без его согласия, конечно, озвучивать такую информацию невозможно. Это право человека – избегать публичности. Не все любят внимание прессы. Так что, извините, больше сказать по-прежнему не могу.


    – Стало ли меньше вандализма в отношении прокатных велосипедов?
    – Думаю, да, стало меньше. Когда мы только запустились, возник такой хулиганский ажиотаж. Ну, один раз нанес ущерб, второй раз… К счастью, пыл хулиганов угас, люди успокоились, привыкли к желтым велосипедам, поняли, что лучше не пытаться их похитить. Волна вандализма, к счастью, пошла на спад.

    – Как вы оцениваете законодательную базу, по которой приходится работать? Все устраивает?
    – Все удобно, не вижу никаких проблем. И, кстати, раз уж мы заговорили о законе, я очень благодарен нашим правоохранительным органам. Они очень внимательно относятся ко всем случаям, связанным с прокатными велосипедами, я вижу с их стороны искреннее желание помочь. И мне очень нравится, как обычные люди реагируют в том случае, если становятся очевидцами инцидентов с нашими велосипедами – сразу же с нами связываются. Я рад тому, что беларусы – такие сознательные люди. Я понял, что наш сервис людям нравится. Это вдохновляет на дальнейшую работу.

    – Экономисты прогнозируют экспансию шеринговой экономики, вытеснение ритейла с рынка. Вы верите в подобные прогнозы?
    – Такая тенденция наметилась. Думаю, в будущем она будет развиваться и усиливаться. У нас есть такие клиенты, которые прямо говорят: с появлением удобной аренды велосипедов их собственные велосипеды им больше не нужны. Одна из женщин рассказала, что когда она стала пользоваться арендованными велосипедами, задумалась о продаже своего личного велосипеда. Аренда – это удобнее, чем вытаскивать велосипед с балкона, грузить его в не самый просторный лифт или тащить по лестнице… А велосипед шеринга доступен в любом месте, и его можно оставить где угодно после завершения велопрогулки. В Китае у веломагазинов уже давно серьезные проблемы. Снизились продажи велосипедов «для домохозяек», востребованы только специальные модели, к которым проявляют интерес люди с навыками катания выше среднего. А простые люди, домохозяйки, велосипеды уже давно не приобретают. Через какое-то время так будет и у нас. Каршеринг тоже демонстрирует высокий рост. Думаю, многим традиционным продавцам придется со временем более серьезно конкурировать с арендой.

    Пауэрбанки напрокат


    Довольно необычная услуга появилась этим летом в Минске - шеринг пауэрбанков.

    Теперь в специальных автоматах, расположенных в центре города, можно взять в аренду внешний аккумулятор. Первые полчаса его использования бесплатны, аренда пауэрбанка на сутки обойдется в 2 руб. Корреспондент журнала "Генеральный директор" связалась с одним из владельцев бизнеса Виталием. Всего совладельцев проекта трое, у них есть основная работа по найму, но пока ребята не готовы выходить на публичный уровень общения с прессой и озвучивать суммы инвестиций.

    – Виталий, как появилась идея вашего бизнеса?
    – Наш бизнес – это российская франшиза «Бери заряд», придуманная россиянином Кириллом Кулаковым. Все получилось достаточно случайно, фоном по НТВ шла какая-то передача, в которой рассказывалось про этот проект. И мы, как говорится, загорелись идеей. Съездили в Москву, посмотрели, как выглядят автоматы вживую, связались с ребятами и стали договариваться.


    – Вы просчитывали сроки выхода проекта на окупаемость?
    – Да, если все будет хорошо, они составят 9 месяцев. На сегодняшний день мы установили 4 автомата, до конца года мы планируем выйти на цифру 20.

    – Программным обеспечением тоже россияне занимались?
    – Да, это их разработки. Они предоставляли нам все: программное обеспечение, техническую информацию, обучали – где-то дистанционно, иногда приходилось приезжать.

    – Наш редактор, когда узнал новость о старте вашего проекта, удивился и сказал, что у него дома почти без дела лежат сразу 4 пауэрбанка. Как вы просчитывали потенциал востребованности внешних аккумуляторов?
    – В Минске проживают примерно 2 млн человек, и, конечно, мы не рассчитываем, что каждый из них станет нашим клиентом. Мы понимаем, что ограничены возрастной группой. Наши клиенты – люди от 18 до примерно 40-45 лет. В этом возрасте все активно пользуются телефонами, но не все носят с собой пауэрбанки. И если у меня в городе разрядится телефон и мне понадобится зарядка, я бы охотно взял пауэрбанк в автомате. Теперь такая возможность у минчан будет. Можно взять его бесплатно на полчаса и подзарядиться. А дальше уже – по желанию клиента.


    – А вы не опасаетесь, что клиенты будут пользоваться только бесплатным временем?
    – Конечно, не хотелось бы заниматься чистым альтруизмом. Посмотрим, как пойдут дела. Если понадобятся какие-то корректировки – со временем мы их сделаем. Возможно, бесплатное использование пауэрбанка станет акцией, имеющей какие-то временные рамки.

    P.S. На сайте Кирилла Кулакова есть форма для партнерства и инвестиционного предложения. Если ее заполнить, то можно выяснить, что вложения по франшизе должны составлять от 1 млн росс. руб., окупаемость обещают в течение полугода, рост выручки до 75% в месяц. Также потенциальный партнер может рассчитывать на дополнительный доход от размещения рекламы на автоматах.


    Ольга ТАРАСЕВИЧ



    Подписывайтесь и читайте новости от ITквариат раньше остальных в нашем Telegram-канале !





    Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!  




    И еще на эту тему...
  • Беларусь - IT-страна. Есть ли у отечественных разработчиков перспективы работать на внутренний рынок или наше будущее в "аутсорсинге"?
  • Распознаватель эмоций и виртуальные примерочные: 5 трендов будущего в продажах на беларуском рынке
  • Через десять лет кассирам, дальнобойщикам и кладовщикам придется менять профессию. (+видео)
  • 8 книг, которые действительно помогут вам разбогатеть
  • iPad сможет заменить ваш ноутбук. Возможно...




Шеринг: весь мир в аренду



Нашли свою нишу по продаже товаров? Предлагаете востребованные услуги или производите продукцию, котирующуюся среди покупателей? Все это – не повод расслабляться, в какой бы точке мира вы ни работали. Мина замедленного действия, которая перекроит экономику и заставит всех игроков рынка побороться за свое место под солнцем, уже заложена. Речь идет о шеринге.

Что это?

Модное слово «шеринг» пришло к нам из английского языка и в дословном переводе означает «делиться». Суть шеринга заключается в том, что потребителю часто выгоднее и удобнее платить за временный доступ к продукту, чем владеть им.

Шеринговая экономика постепенно становится и новой культурой, и экономической бизнес-моделью, предлагая людям с помощью технологий и онлайн-платформ обмениваться и делиться любыми активами: от навыков игры на скрипке до личного самолета.

Как все начиналось

В принципе, тенденции обмена в практической жизни людей существовали всегда, будь то книги, одежда, позднее – файлы с музыкой и фильмами. Но поворотным годом в становлении шеринга как бизнеса считается 2008 год, когда Брайан Чески, Джо Геббиа и Нейтан Блечарзик, молодые дизайнеры из Сан-Франциско, не имея денег на оплату аренды жилья, организовали сдачу внаем надувных матрасов, на которых можно было переночевать в соседней комнате. Позднее они расширили список услуг предоставлением гостям завтрака и создали сайт, который теперь в представлении не нуждается, – airbnb.com.


В 2009 году произошло еще одно знаменательное событие, которому предшествовала совершенно заурядная проблема: Трэвис Каланик и Гаррет Кэмп, друзья-предприниматели, долго не могли найти такси в центре Парижа. Так появился Uber, который предлагает услуги по быстрой аренде автомобиля с водителем. По данным Bloomberg, на сегодня бизнес Airbnb оценивают в 31 млрд долл. США, за последний отчетный период компания сообщила о доходе в 2,6 млрд долл.


Капитализация Uber по разным оценкам перед выходом на IPO составляла от 90 до 120 млрд. Даже если рассматривать этот диапазон по минимальной планке, она превосходит рыночную капитализацию «большой детройтской тройки»: General Motors, Ford Motor и Chrysler Fiat, вместе взятых.

Невероятный рост

Шеринг стал одной из самых быстро развивающихся отраслей экономики. В 2014 году объем шеринга оценивался в 14 млрд долл., к 2025 году предполагается рост до 335 млрд долл.

В Россию шеринг пришел не так давно, но некоторые сферы в буквальном смысле взорвал: так, по оценкам JPMorgan, рынок каршеринга в Москве оказался самым быстрорастущим в мире. Постепенно эта модель начала перебираться в менее тяжеловесные области. Появились услуги по аренде одежды, строительной техники, велосипедов и самокатов. Рынок шеринга потребительских товаров в России пока совсем небольшой, но, как и совместное использование автомобилей, растет очень быстро: согласно исследованию РАЭК, в 2017 году его объем составлял 60 млн руб., по итогам 2018-го – уже 180 млн руб.

В Беларуси список услуг шеринга постоянно расширяется. У клиентов каршеринга уже есть выбор из автопарка сразу четырех организаций, также организован прокат велосипедов, самокатов и далее по списку…

Что можно «шерить»?

Предложения по шерингу очень разнообразны. Они начинают активно проникать в лакшери-сегмент. Любители частной авиации, яхтинга и дорогих машин оказались совсем не прочь как предоставлять свои дорогостоящие активы в пользование, так и самим активно пользоваться услугами краткосрочной аренды.

Коснулся шеринг и финансовых услуг. На краудфандинговой благотворительной платформе Kiva можно давать микрозаймы по принципу P2P – «от человека к человеку» (Person-to-Person). С 2005 года, благодаря Kiva, более двух миллионов людей одолжили 800 млн долл. в формате микрозаймов. Уровень возврата по кредитам составил примерно 99%. Есть платформа и для инвесторов с относительно небольшими капиталами, которые в складчину покупают большие пакеты труднодоступных акций (Airbnb, Uber и SpaceХ) и участвуют в IPO (Xiaomi, Dropbox). Теперь, чтобы инвестировать, не нужно иметь офис в Силиконовой долине и ездить по миру в поиске идей для вложения капитала. Благодаря шеринг-экономике появляется возможность раскидать свои инвестиции по разным проектам и идеям, сведя риски к минимуму. Есть и довольно оригинальные предложения по шерингу – прокат зонтов (Китай) и даже услуги по доставке марихуаны смертельно больному человеку, на основе санкции врача конечно (США).

Как меняется экономика

Про влияние Uber на рынок пассажирских перевозок не писал только ленивый, забастовки таксистов многих стран на слуху, так что не будем повторяться.

Гостиничный бизнес тоже давно лихорадит. Эксперты предрекают катаклизмы на рынке недвижимости, уверяя, что недалек тот час, когда люди будут стремиться не к покупке собственного жилья, а к его аренде. Да и в целом будущее ритейла далеко не безоблачно. Помешанные на экономии и сохранении окружающей среды миллениалы будут стараться по целому ряду товаров выступать не как их владельцы, а исключительно как арендаторы.

Проблемы шеринга

Захватить мир шерингу мешает всего несколько проблем. Зачастую организаторы шерингового бизнеса пренебрегают возможностью потенциальных клиентов «пощупать» товар. Выбирая через интернет одежду или фототехнику, довольно легко ошибиться с выбором. Зато организация офлайн-точек, где потребитель сможет оценить качество товаров, только повысит оборот.


Мировая практика показывает, что шеринговые сервисы часто выбирают p2p-модель, когда все общение ведут между собой пользователи, а сайт сервиса является просто платформой для заключения договоренностей. Но сейчас эта модель теряет популярность: потребитель больше не хочет ехать на другой конец города, встречаться с незнакомым человеком, подстраивать свое расписание только для того, чтобы взять на время дрель или коляску. Люди привыкли заказывать еду, такси, доставку документов нажатием одной кнопки в смартфоне. Поэтому шеринговому сервису разумнее выбирать модель b2c: закупать все вещи для аренды у ритейлеров самостоятельно, организовать доставку заказов с помощью курьера, а клиенту предоставить удобный «личный кабинет» на сайте или в приложении, где можно отслеживать статус заказа, прекращать и продлевать аренду.


Пока шерингу присуща узкая специализация. Нет некоего одного сайта, где можно было бы заказать и перфоратор, и автомобиль, и топовый смартфон, и детскую игрушку. Тот, кто придумает, как организовать шеринговый гипермаркет, возможно, через пару лет будет демонстрировать такие же радужные цифры финансовой отчетности, как Uber или Airbnb.

Быть несознательным клиентом станет невыгодно

Одна из постоянных проблем p2p-аренды – ненадлежащее состояние вещей, сдающихся в прокат. Владелец не всегда считает нужным следить за качеством, чистотой и состоянием вещи, а клиент, оплачивая услугу, рассчитывает на определенный уровень сервиса. В итоге виноватой оказывается площадка-посредник. Конечно, профессиональные шеринговые сервисы стараются следить за состоянием вещей. Но от них тоже многое не зависит – взять как пример украденные беларуские самокаты, безнадежно разбитые прокатные авто и даже, утопленные зачем-то, знаменитые желтые велосипеды. Хочется надеяться, что решение этой проблемы не за горами. И точно так же, как банк может отследить кредитную историю, шеринговые компании получат доступ к базе данных, фиксирующих историю проката. В условиях, когда точно знаешь, что один раз похулиганишь – потом навсегда потеряешь доступ к услугам, быть несознательным клиентом станет невыгодно. Кстати, с развитием шеринга национальное законодательство активно корректируется. Вслед за Европой Беларусь намерена ввести в ПДД правила, регламентирующие использование самокатов. В условиях, когда их становится все больше, действительно требуется четкое прописывание правил их эксплуатации.

Каршеринг в Беларуси: рынок еще не насыщен


В Беларуси работает уже несколько компаний, предлагающих услуги по аренде авто. На наши вопросы отвечает руководитель проекта по каршерингу West Group Вероника ШРУБОК.

– Удалось ли окупить вложенные в проект инвестиции?
– Наша компания стала прорабатывать проект по каршерингу, когда эта ниша в Республике Беларусь была совершенно свободна. Мы провели тестовый выход, используя всего 15 единиц транспорта, и просчитали на этом тесте все: интерес клиентов, плановые и форс-мажорные затраты, особенности эксплуатации автомобилей каршеринга клиентами и обеспечение их сохранности и комплектности в процессе аренды. Сегодня мы можем уверенно утверждать, что каршеринг – перспективное направление и спрос на данный тип аренды стремительно растет. Удалось ли окупить вложенные средства в данный сервис – однозначно, да!

– Вы вошли на рынок первыми, но сейчас появилось несколько конкурентов. Сложнее стало работать?
– Можно сказать, что конкуренты нам на рынке помогают! Поясню почему. Как таковых конкурентов в Минске сейчас нет по той причине, что на данном этапе развития каршеринга то количество автомобилей, которое суммарно присутствует у всех компаний на рынке, не удовлетворяет всей потребности в авто у желающих арендовать их. Мы просчитывали примерное нужное количество транспортных единиц, способное покрыть Минск таким образом, чтобы на карте в приложении всегда была машина рядом, и эта цифра составляет 2-3 тыс. авто. Стоит отметить: осведомленность жителей страны и ее гостей о сервисе постоянно растет и это доказывает то, что мы двигаемся в правильном направлении, т.к. на первоначальном этапе о каршеринге знало лишь молодое поколение 18-25 лет. На сегодняшний день о каршеринге знают и пользуются этой услугой граждане постарше. Каршерингу нужно было время для адаптации в стране, и теперь сервис изучен, протестирован. Рынок каршеринга еще не насыщен. Но, поскольку на нем появилось несколько компаний, предлагающих такие услуги, все пытаются подчеркивать свою уникальность. Отличительные особенности в нашем сервисе тоже есть – разнообразие автопарка, выбор авто по типу КПП, цвету. И наши авто не имеют оклейки, что очень удобно! Также мы являемся участниками масштабного государственного проекта «Карта Гостя».


– С какими основными проблемами приходится сталкиваться?
– Как показывает практика, основная проблема сервиса – передача авто третьим лицам и вождение в нетрезвом состоянии. Мы призываем всех пользователей сервиса ответственно подходить к услуге, изучению договора, поскольку, прежде всего, они отвечают за жизнь свою и жизнь пассажиров в автомобилях в процессе аренды. Текущие постоянные проблемы в сервисе также известны – повреждения авто, несоблюдение ПДД, в частности, превышение скоростного режима, несоблюдение правил парковки и стоянки ТС (вследствие чего происходит эвакуация). Также стоит отметить технику эксплуатации автомобиля – не всегда клиент бережет машину, что чревато дорогим ремонтом. Отметим, что все автомобили застрахованы по системе АвтоКАСКО. Безусловно, большее количество клиентов нашего сервиса все же ответственно подходят к правилам пользования ТС, за что мы им благодарны!

– Кто они, клиенты каршеринга? Какие тарифы наиболее востребованы? 
– Большинство клиентов нашего сервиса – автолюбители, имеющие водительское удостоверение и не имеющие собственного автомобиля. Далее стоит выделить бизнесменов, зарабатывающих достаточно хорошие деньги и анализирующих свои расходы. Поясню, порой выгоднее и удобнее взять авто в каршеринге, чем использовать свое или брать такси. Далее стоит выделить среднестатистических граждан страны и ее гостей, которые нуждаются по каким-то причинам в транспорте. Например, свой автомобиль отдан в ремонт, а передвигаться на такси накладно и неудобно. Также порой на поездки за город выгоднее взять авто в каршеринге. Еще каршеринг используют те, кто ранее передвигался лишь в такси, а теперь понял – каршеринг позволяет эффективнее контролировать свое время, что сегодня очень важно. Отдельно следует отметить выгодные поездки в/из аэропорта – стоимость поездки ниже в 2-2,5 раза! По тарифам наблюдается следующее: в будни в основном используется тариф «Минутный», в пятницу и в выходные преобладает тариф «Суточный».

– Приходилось ли вам слышать мнение, что каршеринг выгоднее владения собственным автомобилем?
– Здесь нет однозначного ответа. Кому-то выгоднее, т.к. каршеринговые авто в сравнении со своим личным не нужно обслуживать пользователю, менять шины в сезон, проходить технический осмотр, страховать. В минутном тарифе клиент не заправляет авто! Если сесть и произвести расчеты по содержанию своего личного ТС и пользованию каршеринговым, то показатели будут отличаться в зависимости от периодичности эксплуатации автомобиля.

Kolobike пойдет в регионы


Директор проката велосипедов и самокатов Kolobike Вадим ОСИПЧИК рассказывает об опыте вхождения на беларуский рынок.

– Вадим Эдуардович, перед выходом Kolobike на рынок вы говорили, что на старте будет восемьсот велосипедов, а впоследствии, если все пойдет хорошо, их численность возрастет до трех тысяч. В какой стадии реализация этих планов?
– Все уже выполнено. Дела пошли неплохо, и у нас на сегодня предлагается клиентам три тысячи велосипедов.

– Как быстро беларусы оценили удобство прокатных велосипедов!
– Да, как оказалось, потребность в такой услуге есть, она достаточно велика, и наш прокат планирует дальнейшее увеличение численности велосипедов. Также мы будем расширяться на другие города Беларуси. Надеемся, что скоро жители Бреста и Гродно смогут так же легко прокатиться на велосипеде, как и минчане. Есть интерес к нашей компании и в России.

– Расскажете подробнее?
– Пока не хотелось бы, могу только сказать, что речь идет о крупном городе. Возможно, будет не только аренда программного обеспечения, но и работа по франшизе. Сейчас россияне выбирают модель будущей работы, изучают наш опыт. Если их все устроит, возможно, будем договариваться о франшизе.

– Что более популярно: аренда велосипедов или самокатов?
– У этих товаров разные целевые аудитории. Самокат популярнее у молодежи. Самокат – это довольно травмоопасное средство передвижения, без определенных навыков не обойтись, и нужна полная концентрация во время движения. На самокате не расслабишься, если на велосипеде можно ехать и глазеть по сторонам, то с самокатом так не получится. Молодежь любит кататься на самокатах. Наверное, велосипеды арендуют все же чаще, и это понятно – у велосипеда более широкая потенциальная аудитория, и та же молодежь, и люди постарше. Кстати, мы планируем скоро предлагать в прокат и электровелосипеды. Мы думали, что буквально на днях минчанам уже будут доступны для аренды электровелосипеды. Но нас немного подвел поставщик, реализация этой идеи, соответственно, перенеслась. Но я надеюсь, что в этом сезоне минчане успеют поездить и на электровелосипедах.

– Ранее журналистам вы рассказывали, что инвестиции в проект составили 2 млн долл., однако инвестор не хочет раскрывать свое имя. А вдруг ваши успехи его вдохновили и он готов сказать: «Да, это я инвестировал этот проект»?
– Такой готовности у него пока нет. Наш инвестор – человек очень известный, но афишировать свои инвестиции он не хочет. Без его согласия, конечно, озвучивать такую информацию невозможно. Это право человека – избегать публичности. Не все любят внимание прессы. Так что, извините, больше сказать по-прежнему не могу.


– Стало ли меньше вандализма в отношении прокатных велосипедов?
– Думаю, да, стало меньше. Когда мы только запустились, возник такой хулиганский ажиотаж. Ну, один раз нанес ущерб, второй раз… К счастью, пыл хулиганов угас, люди успокоились, привыкли к желтым велосипедам, поняли, что лучше не пытаться их похитить. Волна вандализма, к счастью, пошла на спад.

– Как вы оцениваете законодательную базу, по которой приходится работать? Все устраивает?
– Все удобно, не вижу никаких проблем. И, кстати, раз уж мы заговорили о законе, я очень благодарен нашим правоохранительным органам. Они очень внимательно относятся ко всем случаям, связанным с прокатными велосипедами, я вижу с их стороны искреннее желание помочь. И мне очень нравится, как обычные люди реагируют в том случае, если становятся очевидцами инцидентов с нашими велосипедами – сразу же с нами связываются. Я рад тому, что беларусы – такие сознательные люди. Я понял, что наш сервис людям нравится. Это вдохновляет на дальнейшую работу.

– Экономисты прогнозируют экспансию шеринговой экономики, вытеснение ритейла с рынка. Вы верите в подобные прогнозы?
– Такая тенденция наметилась. Думаю, в будущем она будет развиваться и усиливаться. У нас есть такие клиенты, которые прямо говорят: с появлением удобной аренды велосипедов их собственные велосипеды им больше не нужны. Одна из женщин рассказала, что когда она стала пользоваться арендованными велосипедами, задумалась о продаже своего личного велосипеда. Аренда – это удобнее, чем вытаскивать велосипед с балкона, грузить его в не самый просторный лифт или тащить по лестнице… А велосипед шеринга доступен в любом месте, и его можно оставить где угодно после завершения велопрогулки. В Китае у веломагазинов уже давно серьезные проблемы. Снизились продажи велосипедов «для домохозяек», востребованы только специальные модели, к которым проявляют интерес люди с навыками катания выше среднего. А простые люди, домохозяйки, велосипеды уже давно не приобретают. Через какое-то время так будет и у нас. Каршеринг тоже демонстрирует высокий рост. Думаю, многим традиционным продавцам придется со временем более серьезно конкурировать с арендой.

Пауэрбанки напрокат


Довольно необычная услуга появилась этим летом в Минске - шеринг пауэрбанков.

Теперь в специальных автоматах, расположенных в центре города, можно взять в аренду внешний аккумулятор. Первые полчаса его использования бесплатны, аренда пауэрбанка на сутки обойдется в 2 руб. Корреспондент журнала "Генеральный директор" связалась с одним из владельцев бизнеса Виталием. Всего совладельцев проекта трое, у них есть основная работа по найму, но пока ребята не готовы выходить на публичный уровень общения с прессой и озвучивать суммы инвестиций.

– Виталий, как появилась идея вашего бизнеса?
– Наш бизнес – это российская франшиза «Бери заряд», придуманная россиянином Кириллом Кулаковым. Все получилось достаточно случайно, фоном по НТВ шла какая-то передача, в которой рассказывалось про этот проект. И мы, как говорится, загорелись идеей. Съездили в Москву, посмотрели, как выглядят автоматы вживую, связались с ребятами и стали договариваться.


– Вы просчитывали сроки выхода проекта на окупаемость?
– Да, если все будет хорошо, они составят 9 месяцев. На сегодняшний день мы установили 4 автомата, до конца года мы планируем выйти на цифру 20.

– Программным обеспечением тоже россияне занимались?
– Да, это их разработки. Они предоставляли нам все: программное обеспечение, техническую информацию, обучали – где-то дистанционно, иногда приходилось приезжать.

– Наш редактор, когда узнал новость о старте вашего проекта, удивился и сказал, что у него дома почти без дела лежат сразу 4 пауэрбанка. Как вы просчитывали потенциал востребованности внешних аккумуляторов?
– В Минске проживают примерно 2 млн человек, и, конечно, мы не рассчитываем, что каждый из них станет нашим клиентом. Мы понимаем, что ограничены возрастной группой. Наши клиенты – люди от 18 до примерно 40-45 лет. В этом возрасте все активно пользуются телефонами, но не все носят с собой пауэрбанки. И если у меня в городе разрядится телефон и мне понадобится зарядка, я бы охотно взял пауэрбанк в автомате. Теперь такая возможность у минчан будет. Можно взять его бесплатно на полчаса и подзарядиться. А дальше уже – по желанию клиента.


– А вы не опасаетесь, что клиенты будут пользоваться только бесплатным временем?
– Конечно, не хотелось бы заниматься чистым альтруизмом. Посмотрим, как пойдут дела. Если понадобятся какие-то корректировки – со временем мы их сделаем. Возможно, бесплатное использование пауэрбанка станет акцией, имеющей какие-то временные рамки.

P.S. На сайте Кирилла Кулакова есть форма для партнерства и инвестиционного предложения. Если ее заполнить, то можно выяснить, что вложения по франшизе должны составлять от 1 млн росс. руб., окупаемость обещают в течение полугода, рост выручки до 75% в месяц. Также потенциальный партнер может рассчитывать на дополнительный доход от размещения рекламы на автоматах.


Ольга ТАРАСЕВИЧ



Подписывайтесь и читайте новости от ITквариат раньше остальных в нашем Telegram-канале !





Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!  




И еще на эту тему...
  • Беларусь - IT-страна. Есть ли у отечественных разработчиков перспективы работать на внутренний рынок или наше будущее в "аутсорсинге"?
  • Распознаватель эмоций и виртуальные примерочные: 5 трендов будущего в продажах на беларуском рынке
  • Через десять лет кассирам, дальнобойщикам и кладовщикам придется менять профессию. (+видео)
  • 8 книг, которые действительно помогут вам разбогатеть
  • iPad сможет заменить ваш ноутбук. Возможно...



  • ITквариат Powered by © 1996-2024