Беларусь переживает рост популярности онлайн-шопинга. В 2019 году число интернет-магазинов может превысить рекордные 20 тысяч, а средний чек – вырасти до 76 рублей. Прогнозом развития e-commerce поделились в беларуском офисе CRM-сервиса "Битрикс24".
Онлайн-шопинг растет быстрее традиционного
Сейчас в интернете совершают покупки около трети беларусов. Но делают это менее регулярно, чем в магазинах с прилавками и витринами. Так, доля интернет-торговли в розничном товарообороте достигает всего 2,8%.
"С одной стороны 2,8% – это немного. С другой стороны, в 2016 году доля интернет-торговли была почти вдвое ниже – 1,6%. А сейчас онлайн-шопинг в Беларуси расширяется стремительно, причем это касается как количества игроков, так и числа покупателей, – рассказала директор компании "1С-Битрикс" Полина Ганкович. – В 2019 году мы ожидаем, что доля интернет-торговли достигнет порядка 3,2-3,5%".
Рынок розничной торговли растет со скоростью примерно 12% в год, а электронной – 17%. Это опережение позволяет e-commerce с каждым годом увеличивать свою долю в товарообороте.
Наиболее популярен онлайн-шопинг среди тех, кто предпочитает рассчитываться банковскими карточками. Так, на каждые 100 рублей транзакций почти четверть уходит на покупки в онлайне. При этом на международные площадки приходится относительно немного – 15-20%. Развитие беларусских интернет-магазинов стимулирует и таможенное преимущество – ограничение для покупателей на беспошлинный ввоз товаров из-за рубежа.
Спрос "подогревает" предложение: число интернет-магазинов в Беларуси растет. Только с начала этого года их стало больше примерно на 15%. В 2019 году Беларусь может достичь рекордной отметки в 20 тыс. интернет-магазинов. Лидерство останется за Минском, но и регионы подтягиваются.
Пересмотр лимитов усилит конкуренцию с китайскими магазинами
Одним из трендов в 2019 году станет еще более сильный рост конкуренции со стороны зарубежных онлайн-площадок. Особенно остро этот вопрос встанет после обсуждаемого сейчас увеличения лимита на ввоз беспошлинных товаров с 22 до 200 евро, что будет способствовать развитию единого таможенного пространства ЕАЭС.
Правда, в этом случае беларусские интернет-магазины ожидает усиление конкуренции с международными площадками – прежде всего, китайскими. И им предстоит задуматься о том, как стимулировать беларусов делать покупки дома.
Зато входной барьер на рынок e-commerce практически отсутствует, а затраты несравнимо ниже, чем при открытии обычной точки продаж. Сервис "Битрикс24" и вовсе позволяет бесплатно создать интернет-магазин с помощью конструктора и интегрировать его в CRM-систему.
"После этого можно оперативно получать сообщения клиентов, общаться с ними в чате и регистрировать звонки в одном месте. А все контакты клиента и заявки на покупку автоматически вносятся в CRM-систему, – объясняет Полина Ганкович. – Если вы можете сразу ответить клиенту на вопрос через мессенджер и обработать заявку за несколько минут, то вы получаете довольного клиента. Прежде всего, за счет оперативного реагирования и хорошего сервиса можно удержать позиции на рынке".
Средний чек может вырасти до 76 рублей
Беларусы стали больше тратить в интернете. Средний чек сейчас составляет 70 рублей. А с учетом роста реальных доходов населения и инфляции в 2019 году он может вырасти до 76 рублей, считают эксперты. Больше всего покупатели будут тратить на приобретение бытовой техники, электронных товаров и гаджетов.
Среди трендов – уменьшение числа звонков для подтверждения заказа. За рубежом покупатели все чаще стараются избегать общения по телефону и рады видеть подтверждение заказа по электронной почте или в мессенджере.
В то же время в Беларуси звонки все еще популярны. Поэтому важно анализировать поведение клиентов и пользоваться теми каналами коммуникации, которые привычны конкретной аудитории. И хотя снижение доли живого общения становится мировым трендом, не нужно бросаться в крайности. Стоит учитывать специфику региона и привычки клиентов.