Китай уже доминирует на рынке электромобилей. А теперь он вплотную приближается к Tesla в гонке по созданию гуманоидов на аккумуляторах, которые, как ожидается, заменят рабочих-людей, собирающих электромобили на сборочных линиях.
На Всемирной конференции робототехники на этой неделе в Пекине более двух десятков китайских компаний продемонстрировали гуманоидных роботов, предназначенных для работы на заводах и складах, и еще больше продемонстрировали изготовленные в Китае прецизионные детали, необходимые для их создания.
Продвижение Китая в развивающуюся отрасль опирается на формулу, лежащую в основе его первоначального стремления к электромобилям более десяти лет назад: государственная поддержка, беспощадная ценовая конкуренция со стороны широкого круга новых участников и глубокая цепочка поставок.
«Китайская индустрия гуманоидных роботов демонстрирует явные преимущества в интеграции цепочки поставок (и) возможностях массового производства», - сказал Арьен Рао, аналитик китайского исследовательского института LeadLeo.
Усилия по робототехнике поддерживаются политикой президента Си Цзиньпина по развитию «новых производительных сил» в технологиях — об этом говорится в брошюрах к мероприятию этой недели.
В январе Пекин запустил государственный фонд робототехники на сумму 1,4 млрд долларов, а в июле Шанхай объявил о планах создания фонда гуманоидной промышленности на сумму 1,4 млрд долларов.
Роботы, представленные на этой неделе, получены от некоторых из тех же отечественных поставщиков, которые оседлали волну электромобилей, включая производителей аккумуляторов и датчиков.
В январе Goldman Sachs прогнозировал, что годовой мировой рынок гуманоидных роботов достигнет 38 млрд долларов к 2035 году, с почти 1,4 млн поставок для потребительских и промышленных целей. По оценкам, стоимость материалов для их создания упала примерно до 150 000 долларов в 2023 году, без учета расходов на исследования и разработки.
«Есть большой простор для сокращения расходов», — сказал Ху Дебо, генеральный директор Shanghai Kepler Exploration Robotics, компании, которую он основал в прошлом году, вдохновившись гуманоидным роботом Tesla Optimus. «Китай специализируется на быстрой итерации и производстве».
Компания Ху работает над пятой версией рабочего робота для испытаний на заводах. Он ожидает, что продажная цена составит менее 30 000 долларов.
Когда Tesla открыла свой завод в Шанхае в 2019 году, китайские чиновники заявили, что ожидают, что пионер электромобилей окажет "эффект сома" на китайскую промышленность: представив крупного игрока, который заставит китайских конкурентов "плавать" быстрее.
"Робот Tesla Optimus оказал аналогичный эффект", сказал Ху.
Американский автопроизводитель впервые представил Optimus в 2021 году, который генеральный директор Илон Маск тогда расхваливал как потенциально «более значимый, чем автомобильный бизнес с течением времени».
Компания Маска использует подход искусственного интеллекта для Optimus, смоделированный на основе ее программного обеспечения «полного автономного вождения» для электромобилей. Китайские конкуренты и аналитики говорят, что Tesla имеет раннее лидерство в области ИИ, но у Китая есть возможность снизить стоимость производства.
Tesla продемонстрировала Optimus, похожего на манекен, стоящего в плексигласовом ящике рядом с Cybertruck на выставке, которая проходила одновременно с конференцией в Пекине на этой неделе.
Optimus превзошел множество китайских гуманоидов, которые махали, ходили или даже пожимали плечами и был одним из самых популярных экспонатов. «В следующем году на заводе будет более 1000 моих соотечественников», — гласила табличка рядом с Optimus.
Tesla в своем заявлении повторила, что ожидает выйти за рамки прототипов и начать производство Optimus в небольших объемах в следующем году.
Компания UBTECH Robotics, зарегистрированная в Гонконге, также тестирует своих роботов на автомобильных заводах. Она начала с Geely, а этот четверг объявила о сделке по их тестированию на заводе Audi в Китае.
«К следующему году наша цель — перейти на массовое производство», — сказал Сотириос Стасинопулос, менеджер проекта UBTECH.
Это будет означать, что на заводах будет работать до 1000 роботов, сказал он. «Это первый этап на пути к масштабному развертыванию».
UBTECH использует чипы Nvidia, но более 90% компонентов из Китая.
Текущее поколение производственных роботов — огромные руки, способные выполнять сварку и другие задачи — в основном разрабатывалось компаниями за пределами Китая, включая японскую Fanuc, швейцарскую инженерную группу ABB и немецкую Kuka, принадлежащую китайскому производителю бытовой техники Midea.
По данным Международной федерации робототехники, Китай лидирует в мире по количеству производственных роботов, установленных на заводе, более чем в три раза превышая это количество в Северной Америке.
Синь Гобинь, заместитель министра промышленности и информационных технологий Китая, заявил на открытии мероприятия в Пекине, что его министерство реализует указания Си и сделало Китай «важной силой в мировой робототехнической промышленности».
В ноябре прошлого года страна призвала к массовому производству человекоподобных роботов к 2025 году, но это начнется в гораздо меньших масштабах, чем необходимо для трансформации производства электромобилей.
«Я считаю, что, скорее всего, пройдет не менее 20–30 лет, прежде чем человекоподобные роботы смогут получить широкомасштабное коммерческое применение», — сказал Рао из исследовательского института LeadLeo.
Иван Ковалев
VIA