Последние десятилетия можно смело назвать временем стартапов. Знаменитые Google, Microsoft, Facebook и Apple в свое время были стартапами, в которые поначалу верили только их создатели. По мере развития проектов на горизонте романтиков-новаторов появлялись венчуры и бизнес-ангелы, которые выводили их на уровень больших рыночных игроков и извлекали из этого большую прибыль.
Каждый стартапер мечтает встретить своего бизнес-ангела, который поверит в его проект и осыплет золотым дождем инвестиций, откроет двери в счастливый мир изобилия и безграничных возможностей. Впрочем, этот интерес обоюдный, потому что инвесторы также заинтересованы в появлении в их жизни талантливых цукербергов, джобсов и масков.
Давайте поближе познакомимся с многообразием финансовых небожителей, чей шелест крыльев и купюр открывает возможности и закрывает проблемные вопросы. Ведь в системе инвестирования существуют многообразные способы и формы взаимовыгодного бизнес-сотрудничества.
Так вот ты какой – бизнес-ангел!
В отличие от венчурных фондов и инвесторов, которые тоже занимаются инвестициями в новые, быстрорастущие или неплохо конкурирующие предприятия, для бизнес-ангелов инвестирование не является основным видом заработка. Для примера: собирательный образ российского бизнес-ангела – это топ-менеджер хорошей компании, имеющий стабильный основной доход и свободный капитал для вложений без риска остаться без постоянного дохода.
В то время как на Западе «ангелы» – это заслуженные строители капитализма, «отпахавшие» на его «стройках» не одно десятилетие и заработавшие право, возможности и опыт покупать себе работу за собственные деньги. Зачастую, принимая решение об участии в финансировании проекта, бизнес-ангелы, помимо прочего, руководствуются личными мотивами и предпочтениями. Они могут принимать самое активное участие на всех стадиях сопровождения проекта и консультировать своих подопечных.
К тому же бизнес-ангелы вкладывают собственные средства, в то время как венчуры могут оперировать деньгами вкладчиков. При этом, несмотря на то что «венчур» дословно переводится как «рискованное дело» – это профессиональные игроки на рынке инвестиций. Они – рациональные эксперты, которым мало красивой идеи. Им нужны весомые аргументы и практичные кейсы.
Надо сказать, что конкуренция между обоими видами инвесторов сегодня крайне высока, а финансовые роли нередко меняются.
Так, менее капитализированные бизнес-ангелы уже собирают на краудфандинговых площадках суммы, способные реально конкурировать с возможностями серьезных венчуров. А те, в свою очередь, за 100-200 тыс. долл. покупают эксклюзив быть первыми в списке приоритетных инвесторов в случае взлета проекта. В общем и целом разница между инвестициями венчуров и «ангелов» достаточно размыта.
В сотрудничестве венчуров, «ангелов» и их подопечных существуют правила и закономерности. Инвестор всегда рискует, ведь в данных вложениях – «либо пан, либо пропал». Прибыль в случае успеха приходит не сразу, а в течение длительного времени. В зависимости от направления деятельности предприятия этот срок может продлиться от 3 до 10 лет.
При отрицательном результате вложенные средства просто пропадают и не возмещаются, в отличие от прямых инвестиций, выдаваемых под имущественный залог. Венчуры и бизнес-ангелы это понимают, поэтому сознательно идут на риск (по статистике, удачными оказываются лишь 10-20% от общего числа профинансированных проектов) и не взыскивают убытки.
Основная часть современных бизнес-проектов связана с деятельностью в сети интернет, что усложняет подсчет возможной прибыли и прогнозирование итогов. Однако преимущества такого инвестирования оправдывают риски и придают бизнесу дополнительный кураж.
Среди очевидных и «жирных» плюсов для инвестора – неограниченная прибыль, нередко превышающая 1000% за каких-то несколько лет при относительно малых вложениях.
Например, Томас Алберг, вложивший в Amazon 100 000 долл., заработал впоследствии на продаже своей доли в бренде 26 млн долл. А первыми, кто профинансировал идею китайского преподавателя Джека Ма по созданию площадки Alibaba Group, были его друзья. Они об этом не пожалели. На сегодняшний день холдинг владеет крупнейшими китайскими платформами по продажам в Сети, что составляет более 80% электронной коммерции в Китае.
Но чаще всего доходность удачной инвестиции варьируется в пределах 40-70% годовых, что является хорошим рыночным показателем.
Очевидным плюсом таких инвестиций является сам процесс работы, который с каждым новым проектом приносит бесценный опыт, помогая расти как бизнесмену. Таким образом формируется инвестиционный портфель, развивается чутье, накапливаются знакомства и формируется положительный бизнес-имидж.
У предпринимателя, обратившегося за помощью к бизнес-ангелу или венчуру, тоже выгодное положение. Получая реальную финансовую, консультационную, материально-техническую или коммуникативную помощь, он не рискует своим имуществом, не должен отрабатывать проценты за пользование средствами в случае неудачи предприятия и не является заложником долга, который нечем покрыть.
Так что с обеих сторон выходит взаимовыгодное сотрудничество, где одна сторона вкладывает интеллект и труд, а вторая – свободные финансы.
Российский и белорусский рынки венчурных инвестиций только развиваются, в то время как в Европе и США не менее 40% всех вложений в малый и средний бизнес приходятся на подобные проекты. Рост этого вида бизнес-взаимодействия у нас пока сдерживает отсутствие государственной поддержки в виде субсидий и налоговых льгот, как на Западе, и невысокий процент ликвидности инвестиционного капитала. К тому же серьезные венчуры согласны сотрудничать только в рамках механизмов английского права (common law), позволяющего защитить их интересы.
На практике встречи заинтересованных сторон происходят в специальных бизнес-инкубаторах, на форумах, выставках, конференциях или в социальных сетях.
Заинтересовавший стартап тщательно анализируется и оценивается специалистами, составляется бизнес-план или происходит тестовый запуск с целью изучения спроса и выявления потребностей и недочетов.
Далее на основании выработанной стратегии заключается инвестиционный договор, в котором прописываются доли, права и обязанности сторон. Размер доли прибыли не зависит от размера вклада, и в собственность инвестор не может получить более половины проекта.
Выплата дивидендов на этапе развития не производится, а вся прибыль направляется на развитие. И только когда компания упрочняет позиции на рынке, начинается распределение доходов. При успешной реализации проекта выход из инвестиций осуществляется путем продажи своей доли.
А в чем подвох?
Во избежание спекуляций и мошенничества со стороны бизнес-ангелов по отношению к стартаперам известный предприниматель и инвестор Джейсон Калаканис (Jason Calacanis) в своем личном блоге опубликовал статью-ультиматум, в которой объявил войну бизнес-ангелам, которые берут деньги со стартаперов за возможность презентовать свой проект. Калаканис такую практику назвал грехом, ересью, а тех, кто этим занимается, отправил гореть в «венчурном аду».
В подтверждение своих слов он опубликовал список «подозрительных лиц» и привел аргументы в пользу отвратительности такой практики. Он назвал это взяточничеством и напомнил, что за свой 15-летний опыт работы в сфере инвестиций он провел много встреч, интервью, приводил крупных инвесторов на презентации и ни разу за это не взял ни копейки!
По мнению бизнесмена, низко требовать деньги у предпринимателя за 15 минут своего (пусть и дорогого) времени, будучи уже богатым человеком. Ведь стартапы, не имеющие денег, предоставляют уже состоявшимся богачам-инвесторам очередную возможность стать еще богаче. Поэтому обеспеченные ребята должны покрыть минимальные расходы, связанные с презентацией, и оплатить свой кофе.
Калаканис призвал предпринимателей не вестись на подобные аферы, а бизнес-ангелов, вступивших на скользкий путь, незамедлительно раскрыть все суммы, которые они получили таким путем, и на своих страницах в пабликах заявить, что больше никогда так поступать не будут!
В противном случае инвестор обещает дать бой на поражение. А именно: поощрять инвесторов бойкотировать такие форумы и сообщества, натравливать на них активистов и всячески публично делиться негативным отношением к таким бизнесменам.
Спонсорский пакет
Другим видом финансовой, материально-технической или информационной поддержки является старое-доброе и хорошо всем знакомое спонсорство.
Как и в истории с венчурами и «ангелами», спонсором может выступить как физическое, так и юридическое лицо, добровольно согласившееся посодействовать реализации какого-либо проекта независимо от его коммерческой или социальной направленности. При этом отличительной характеристикой спонсорства является ее безвозмездность. Это значит, что никаких юридических и экономических прав и доходов спонсор на спонсируемого не имеет. Более того, закон даже ограничивает права на вмешательство спонсора в деятельность предприятия, которому он оказывает помощь.
Тем не менее невыгодным такое сотрудничество назвать нельзя, и свою прибыль спонсор извлекает из рекламы, которая является обязательным атрибутом и главной целью сделки.
Вторым выгодным фактором является улучшение имиджа и повышение статуса в конкурентной среде. К этому можно причислить увеличение числа информационных поводов и привлечение участников спонсируемого предприятия к собственным рекламным кампаниям, что в случае с известными лицами или знаковыми мероприятиями является крайне выгодным рекламным вложением.
Отношения между спонсором и объектом его помощи оформляются в виде так называемого спонсорского пакета. В него входит полный набор юридических, нормативных, финансовых и творческих документов. Иногда в проект включают прогнозируемый спонсорский эффект, который рассчитывается от предполагаемого воздействия рекламы на целевую аудиторию.
В случае спонсорского участия в проекте доля капиталовложений влияет на тип спонсорского пакета и на эффект от него. Спонсорские пакеты бывают титульными (капиталовложения достигают 100% стоимости проекта), генеральными (50%), официальными (до 25%) и спонсор-участник (до 10%).
Благодаря спонсорскому участию в Олимпийских играх в Пекине компания Lenovo вышла на такой высокий уровень восприятия своего бренда, что сравнялась в глазах потребителей с международными лидерами производства компьютерной техники.
Ни одно публичное мероприятие не проходит сегодня без участия спонсоров, и многие бренды известны и любимы потребителями именно благодаря удачным спонсорским проектам.
Британская страховая компания Cornhill в течение трех лет являлась спонсором национального турнира по крикету. Это обошлось ей в более чем 2 млн фунтов стерлингов, но подняло объем продаж на 20 млн, а уровень узнаваемости бренда вырос с 2% до 21%.
После такого удачного результата Cornhill решила отказаться от эксклюзивного (титульного) пакета и продолжила спонсировать лишь отдельные матчи. Итогом такой неосмотрительности стал приход на их место прямых конкурентов, сумевших в короткие сроки подорвать преимущества Cornhill.
Меценатство – блажь или стратегия?
Институт спонсорства как не только делового, но и социального явления, зародился не одну тысячу лет тому назад. Только раньше спонсоры назывались меценатами. Понятие это не менее древнее, чем Древний Рим, откуда оно и вышло.
Существенным отличием меценатства от других видов инвестиционной деятельности является ярко выраженная благотворительная направленность без очевидной коммерческой составляющей. Поэтому зачастую имена меценатов известны только в очень ограниченном кругу тех, кому они помогли.
По факту меценатскую деятельность от благотворительности или филантропии сложно отличить. Разве что филантропия помимо бескорыстия еще зиждится на сострадании и помощи нуждающимся.
Основными направлениями вложений меценатов являются области из сфер культуры, спорта и социальной благотворительности. При этом между меценатом и адресатом помощи заключается одностороннее соглашение, в котором прописывается сумма и характер помощи без каких бы то ни было дивидендов и обратной выгоды.
В условиях существующей в Беларуси нормативно-правовой базы такие деловые отношения регулируются Законом от 3 апреля 2008 г. «О меценатстве и спонсорстве» № 30-9 и различными НПА к нему.
Но, будучи модельным, он не несет в себе норм прямого действия и напрямую не регулирует гражданские отношения. На практике безвозмездная помощь трактуется как доход, вследствие чего облагается налогом (согласно ст. 163 п.1.21 Налогового кодекса от подоходного налога освобождаются только инвалиды, несовершеннолетние сироты и нуждающиеся в срочной дорогостоящей медицинской помощи – и то лишь в размере до 1000 базовых величин).
С международной помощью ситуация еще сложнее ввиду необходимости прохождения большого количества согласований различных документов. С одной стороны, это своеобразная подстраховка против спекуляций, а с другой – благодатная почва для коррупционных схем. На частном уровне меценатская помощь тоже оказывается, но редко предается публичности. За последние годы в Беларуси положительно проявила себя помощь от частных лиц в виде сбора пожертвований на краудфандинговых платформах и в социальных сетях.
Этот метод легальный, в т.ч. благодаря технологиям упрощенный до минимума. Несколькими кликами мышки любое частное лицо может перевести деньги со своего счета на счет получателя и тем самым оказать меценатскую или филантропическую помощь.
Если говорить о частных случаях и небольших суммах, то обратный эффект от такой деятельности скорее моральный. Человек получает удовлетворение и радость, помогая кому-то. Если меценатская помощь носит более масштабный социальный характер, то это, безусловно, повышает имидж компании или бизнесмена в глазах граждан и государства.
Так что это – тоже своего рода удачная инвестиция в имиджевую составляющую, обратный эффект от которой – лояльность и доверие потребителей и государственных деятелей, узнаваемость бренда и совершенно другой социальный статус. Поэтому многие крупные компании занимаются благотворительной помощью, понимая ее важность и выгодность для всех участников проекта.
Стучитесь, и вам откроют!
Активность белорусских деловых кругов в последнее время возросла и все больше принимает вид западной модели. На постоянной основе действуют хабы и коворкинги, проводятся семинары и конференции, на которых деловые люди заводят нужные знакомства, представляют свои проекты, обмениваются опытом и находят партнеров.
Этот процесс активно поддерживается и на государственном уровне, что выражается в принятии новых законодательных инструментов, создающих благоприятную бизнес-атмосферу для привлечения инвесторов и развития делового потенциала внутри страны.
Время покажет, насколько эти инструменты окажутся работоспособными в наших условиях. В любом случае хорошая идея, помноженная на работоспособность, всегда принесет положительный результат и привлечет к ней необходимую поддержку со стороны тех, кто знает цену времени и деньгам.
Елена ПРИХОДЬКО
Nvidia утверждает, что ее новейший графический процессор GeForce RTX 4060 за 300 долларов на целых 20% быстрее, чем RTX