Возможно, начав читать эту статью, вы сможете на какое-то время почувствовать себя невеждой. Пускай... Знать (или, по крайней мере, считать), что вы невежественны, – это первый шаг к достижению чего-то серьезного.
Сегодня примерно 42% стартапов терпят неудачу только потому, что они фактически не решают никакой проблемы. Другими словами, 42% стартапов совершенно бессмысленны уже в самом начале. А все дело в том, что мы, как предприниматели, часто начинаем бизнес, который, как мы считаем, будет однозначно востребован и сможет делать то, что, по нашему мнению, круто, вместо того чтобы просто решать настоящие потребности рынка. Мы придумываем огромные эпические империи в нашем сознании, представляя себя на месте следующего Джеффа Безоса. И когда мы себя так ведем, мы на самом деле просто тратим огромное количество времени и денег в бесполезных поисках Эльдорадо: волшебного золотого города, который сделает нас до неприличия богатыми, как только мы его найдем. Однако поиски Эльдорадо – это то же самое, что и предприниматели-авантюристы, решающиеся на заранее провальные проекты.
Вспомните: Джефф Безос изначально начинал с продажи книг. Скучных, банальных, совершенно не крутых книг. Каждый хочет сделать что-то крутое для своего бизнеса. Но крутизны не может быть слишком много, а потому держитесь от нее подальше.
Сначала докажите, что вы способны сделать хоть что-то, прежде чем начинать делать что-либо еще.
Самый простой способ не создать бессмысленный стартап – доказать, что он имеет смысл. Следуя моему «ленивому» принципу, хороший рынок – это тот, где вы должны работать как можно меньше, чтобы все равно иметь стабильные продажи. Если вам нужны блестящая веб-страница, массивный список рассылки, 300 разработчиков, которые будут работать полный рабочий день в течение 2 лет, то... приготовьтесь к очень плохим временам.
Мой последний бизнес был создан без веб-страницы, без списка рассылки, вообще без ничего. Я просто был подписчиком в группе Facebook, посвященной определенной тематической нише, и кто-то в ней же нуждался в помощи. Я был в курсе проблемы и отозвался на призыв, после чего, спустя две недели бесед и консультаций, я положил на свой счет 30 тыс. долл. Общая стоимость запуска проекта – 0 долл.
Но будьте осторожны! Здесь есть целых два важных фактора: во-первых, один клиент не создает устойчивый рынок; во-вторых, несколько недель переговоров могут явно указывать на последующие проблемы с развитием и расширением. Однако высокая стоимость сделки однозначно предположила, что я что-то нащупал.
За все время у меня было много полууспешных компаний, которые просто «сгорели», потому что я слишком много на них потратил. Ни одна из них не закрылась, не принеся малых убытков (хотя так могло произойти).
Например, я с моим отцом начал заниматься продажей пончиков, и, несмотря на первые многообещающие продажи, мы умудрились открыть магазин в худшем месте, которое только можно себе представить. Мы потратили более 10 000 долл. и тонны времени на него и только потом выяснили, что мы сделали неправильный выбор, плюс у нас появились дополнительные накладные расходы. В итоге магазин закрылся, мы были морально раздавлены, и хорошая идея стала еще одним деловым надгробием.
А ведь правильный шаг состоял бы в том, чтобы изначально найти способ организовать доставку или найти корпоративного партнера, который хотел бы регулярно закупать «особенные» пончики для своих сотрудников.
Если бы мы придерживались этого плана с нашими пончиками, это могло бы сработать. А если нет, то по крайней мере у нас бы остались те 10 000 долл.
Дело в том, что изначальная организация поставок для нашего «пончикового» предприятия составила бы около 500 долл. Я ни в коем случае не утверждаю, что вам никогда не пришлось бы тратить на первоначальное развитие больше чем 500 долл., но вам всегда нужна предварительная проверка рынка.
Более того, вы не должны тратить больше 1 недели на исследование, прежде чем вы получите результаты о состоянии рынка. Если вы думаете, что это невозможно, потому что SaaS не может ошибаться, то вы ОШИБАЕТЕСЬ. Если вы изначально идете слишком сложным путем, то вы почти наверняка потерпите неудачу. Каково ваше уникальное ценностное предложение? Покажите его людям. Они ПОЛЮБЯТ его? Если нет, это – провал.
Бренн
VIA